Реализация общеобразовательных программ.

МОУ СОШ с. Засопка реализует  следующие общеобразовательные программы:

Основная образовательная программа начального общего образования . Утверждена на заседании педагогического совета от 09.01.2020г, протокол №36.

Уровень (ступень) образования Направленность (наименование) образовательной программы Вид образовательной программы (основная, дополнительная) Классы Учебные предметы Форма обучения
Начальное общее образование. 1 уровень ФГОС НОО Общеобразовательные программы основная 1 Обучение грамоте и развитие речи, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, музыка, ИЗО, физическая культура, очная
      2 Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, иностранный язык (английский), технология, музыка, ИЗО, физическая культура Элективные и факультативные курсы. очная
      3 Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, иностранный язык (английский), технология, музыка, ИЗО, физическая культура Элективные и факультативные курсы. очная
      4 Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, иностранный язык (английский) , технология, музыка, ИЗО, физическая культура Элективные и факультативные курсы. очная
Основное общее образование. 2 уровень ФГОС ООО Общеобразовательные программы основная 5 Русский язык, литература, математика, история, география, биология, английский язык, ИЗО, музыка, технология, ОБЖ, физкультура, немецкий язык, информатика, родной язык и родная литература Элективные и факультативные курсы. очная
Основное общее образование. 2 уровень ФГОС ООО Общеобразовательные программы основная 6 Русский язык, литература, математика, история, обществознание, география, биология, английский язык, ИЗО, музыка,, технология, физкультура, ОБЖ, немецкий язык, информатика, родной язык и родная литература Элективные и факультативные курсы. очная
Основное общее образование. 2 уровень ФГОС ООО   Общеобразовательные программы основная 7 Русский язык, литература, алгебра, геометрия,, история, обществознание, география, биология, английский язык, немецкий язык, физика, , ИЗО, музыка, технология, физкультура, ОБЖ, информатика, родной язык и родная литература Элективные и факультативные курсы. очная
Основное общее образование. 2 уровень ФГОС ООО Общеобразовательные программы основная 8 Русский язык, литература, алгебра, геометрия, история, обществознание, география, биология, английский язык, немецкий язык, химия, физика, искусство, технология, физкультура, ОБЖ, информатика, черчение, родной язык и родная литература Элективные и факультативные курсы. очная
Основное общее образование. 2 уровень ФГОС ООО Общеобразовательные программы   9 Русский язык, литература, алгебра, геометрия,  история, обществознание, география, биология, английский язык, немецкий язык, химия, физика, искусство, , технология, физкультура, ОБЖ, информатика, родной язык и родная литература Элективные и факультативные курсы. очная
Среднее общее образование. 3 уровень Общеобразовательные программы основная 10 Русский язык, литература, алгебра, геометрия,, история, обществознание, география, биология,  английский язык,  химия, физика, ОБЖ, физкультура, информатика, технология Элективные и факультативные курсы. очная
Среднее общее образование. 3 уровень Общеобразовательные программы основная 11 Русский язык, литература, алгебра, геометрия, , история, обществознание,   география, биология, английский язык,  химия, физика, ОБЖ, физкультура, информатика, технология Элективные и факультативные курсы. очная

          

Основная образовательная программа школы определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на реализацию следующих целей образования: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы, целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

            Программа разработана на основе УМК «Школа России», как соответствующая основным принципам государственной политики российского образования, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» и в ФГОС:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
  • формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальностей, религиозной и социальной принадлежности.

           Обоснованием выбора МОУ СОШ с. Засопка данной образовательной программы служат следующие обстоятельства:  все ее важнейшие компоненты ( предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение) направлены на достижение планируемых ( личностных, метапредметных и предметных) результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и способствует:

  • формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;
  • эффективному личностному и познавательному развитию обучающегося на основе формирования умения учиться;
  • подготовке обучающихся к успешному обучению в основной старшей школе.

           Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: современная школа должна стать школой духовно — нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость.

Целью реализации основной образовательной программы МОУ СОШ с. Засопка является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы, целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основными задачами реализации образовательной программы являются:

1. Достижение обучающимися личностных результатов:

  • становление основ гражданской идентичности и мировозрения обучающихся;
  • духовно — нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей. Толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

2. Достижение обучающимися метапредметных результатов:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • принимать, сохранять цели и следовать им в своей учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку.

3. Достижение обучающимися предметных результатов:

  • освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

4. Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

5. Сохранение, развитие, учет социально — культурных особенностей и потребностей Забайкальского края, которые предусматривают формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей края на основе первичных представлений о его природе, истории, населения, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения как к экологии, так и к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в крае.

              Решение названных целей и задач обеспечивается установками УМК «Школа России» — обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно — смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для  каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счет реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Поэтому миссия начальной школы как образовательной ступени МОУ СОШ с. Засопка состоит в создании условий для:

  1.   Достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
  2.    Максимальное использование возможностей образовательного процесса для создания оптимальных условий для целостного развития каждого ученика, способного к самоорганизации, самоопределению, саморазвитию, самореализации.
  3.   Личностное и творческое развитие личности ребенка через познавательные потребности, содержательные интересы и духовную сферу;
  4.   Создание эффективной модели синтеза урочной и внеурочной деятельности в целях достижения планируемых образовательных результатов на ступени начального общего образования.
  5.   Повышение эффективности информационной образовательной среды через пополнение банка цифровых образовательных ресурсов, и систематизацию электронных материалов для учебных предметов и внеурочной деятельности, использование всеми учителями начальной школы Интернет — технологий.
  6. Разработка социальных проектов и акций для обучающихся начальной школы, способствующих приобретению значимого социального опыта.
  7.  Пополнение и обновление компьютерной базы, медиаресурсов, оборудование кабинетов начальной школы.
  8.   Создание системы методической поддержки и сопровождения процесса реализации основной образовательной программы начального общего образования в школе.
  9.  Разработка системы работы с родительским сообществом, обеспечивающая вовлечение родителей в деятельность органов государственно — общественного управления, в деятельность по реализации ООП НОО в МОУ СОШ с. Засопка.

Основная образовательная программа основного  общего образования  принята на заседании педагогического совета 

09.01. 2020г. протокол №36

Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ с. Засопка являются:

достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ с. Засопка предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (сельского поселения с. Засопка, Читинского муниципального района) для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:

с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки  и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности  и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития —  переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:

бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием личности;

сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;

изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

Основная образовательная программа среднего общего образования  утверждена на заседании педагогического совета

30.08.2018г, протокол №26

Программа адресована:

обучающимся и родителям:

для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых ре­зультатах деятельности МОУ СОШ с. Засопка по достижению каждым обучающимся образова­тельных результатов;

для определения ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодейст­вия;

учителям:

для определения целей, задач, содержания и планируемых результатов образова­тельной деятельности;

для определения ответственности за качество образования;

администрации:

для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению тре­бований к результатам образовательной деятельности;

в качестве ориентира для создания условий по освоению учащимися ООП СОО ;

для контроля качества образования;

для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (уче­ников, родителей, администрации, педагогических работников и других участни­ков);

всем субъектам образовательной деятельности:

для установления взаимодействия субъектов образовательного процесса;

учредителю и органам управления:

с целью объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом;

для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности школы.

В основу разработки данной ООП СОО положена идея общественного договора, которая реализуется через работу органов самоуправления школы:

Педагогический совет МОУ СОШ с. Засопка;

Попечительский  Совет МОУ СОШ с. Засопка;

Данная ООП СОО  ориентируется на

совершенствование статуса конкурентоспособного образовательного учреждения,

обеспечивающего становление личности выпускника, способной к социально значи­мой деятельности на рынке труда, самоопределению и самореализации в политиче­ской, экономической, гражданской, культурной жизненных сферах через расширение вариативности содержания, форм организации профильного обучения, увеличение спектра индивидуальных образовательных маршрутов, интеграции с вузами, систе­мой дополнительного образования;

системные обновления образования, отработку форм контроля и системы требований технологических, организационно-содержательных основ для объектив­ной и достоверной оценки планируемых результатов;

создание открытой гуманитарно-инновационной среды развития образо­вания обеспечивающей становление успешной личности учителя и ученика позво­ляющей определять как индивидуально-личностные проблемы обучающихся и пути их решения, так и перспективы обновления лицейского образования; формирование системы психолого-педагогической поддержки учащихся, интегри­рующий процесс обучения, воспитания и развития для образовательных и личност­ных достижений.

В программе также учтены традиции жизни школы, возможности городской среды и социальных партнеров, запросы обучающихся и родителей в сфере образования, профессиональный уровень педагогов, особенности материально-технической базы.

Программа опирается на инновационный опыт школы, признанный на районном и городском уровнях.

Одним из приоритетов реализации данной ООП СОО является развитие информацион­ных технологий и совершенствование информационной образовательной среды, создание условий для развития креативной личности, для раскрытия творческого потенциала каж­дого ребенка, для успешной адаптации обучающихся в постоянно меняющемся окружаю­щем мире.

Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно-ориентированный и деятельностный характер; осуществляет принцип равных возможностей для получения качественного среднего общего образования.

Основная образовательная программа формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие органов государственно-общественного управления образовательной организацией.

Основная образовательная программа формируется на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Программа отвечает возрастным особенностям обучающихся: активности, инфор­мированности, коммуникабельности, способности к творчеству, стремлению к познанию нового.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:

с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;

с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;

с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;

с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.

Программа осуществляет принцип преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образова­ния; создает условия для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

Основная образовательная программа формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

При наличии необходимых медицинских документов в школе осуществляется бес­платное обучение на дому по индивидуальной образовательной программе. Порядок орга­низации данного вида индивидуального обучения регламентируется.

Структура данной образовательной программы соответствует требованиям, предъ­являемым к структуре.

Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной программы среднего общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся в основной образовательной программе, предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования — основной части государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавливает:

обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

требования к уровню подготовки выпускников;

максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы.

Программа направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, на духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательное учреждение исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно устанавливают часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленную индивидуально-групповыми занятиями по предметам учебного плана. 

Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Родной язык и родная литература, Иностранный язык (английский и немецкий), Алгебра и начала анализа, Геометрия, Информатика, История России, Всеобщая история, Обществознание, География, Биология, Физика, Химия, Мировая художественная культура, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура, Астрономия, Технология.

Среднее  общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на уровнях начального, среднего и высшего профессионального образования.

     Образовательная программа среднего общего образования для 10-11-х классов направлена на обеспечение среднего общего образования как завершающей ступени общего образования, призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию выпускника, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

    Все образовательные предметные программы учебного плана допущены (рекомендованы) Министерством образования и науки РФ и обеспечивают общее образование на уровне не ниже государственного образовательного стандарта. Таким образом, содержание программы среднего общего образования, расширяет возможности и превышает стандарт образования по предметам приоритетных направлений работы школы, обеспечивает условия для самоопределения учащихся, готовит их к поступлению в ВУЗы.

Цели:

Обеспечение учащимся среднего общего образования.

Дать образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями.

Раскрытие  способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ребенка.

Обеспечение  условий развития личности.

Совершенствование навыков  научно-исследовательской деятельности.

Содействие  личностно-профессиональному самоопределению.

Задачи:      

обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания среднего общего образования на основе требований государственного образовательного стандарта;

обеспечить преемственность образовательных программ;

формировать общую культуру личности учащихся и воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;

создать основу для адаптации детей к жизни в обществе;

создать условия для осознанного профессионального выбора и последующего освоения  образовательных программ следующего уровня образования;

обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся;

воспитывать  гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье.

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (вариант1). Утверждена на заседании педагогического совета 09.01.2020г, протокол №36

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее- АООП) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости направлена на фор-мирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личнос-ти (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, фи-зическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и со-циокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Сроки освоения АООП  для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости составляют 12 лет (подготовительный (0) – XI классы).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ран-них этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умст-венной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую. Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной дея-тельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается  недораз-витие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой с УО отличается ка-чественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельность и вкусовых

ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обоб-щение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой кате-гории детей обладают целым рядом своеоб-разных черт, проявляющихся в труд-ностях установления отношений между частями предмета, выделении его сущест-венных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и срав-нении предметов по признакам сходства и различия и т.д.У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, труд-ностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с УО характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой пере-ключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного матери-ала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отста-лостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Недостатки памяти обучающихся с проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная  информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.Особенности нервной системы школьников проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что

выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его вни-мание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является наруше-ние взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом обращении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения;

Активный словарь не только ограничен, но и наполнении штампами; фразы однотипны и бедны по структуру и содеожанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушениями абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятель-ности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие

непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планирова-нию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобра-зительная и конструктивная деятельность, игра, в том  числе дидактическая, руч-ной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Изменения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затруд-няет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обуча-ющихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качес-твенных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребен-ка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отста-лостью детерминированы, в основном, степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, останется нецензовым.Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выде-лить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

— выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преем-ственность между дошкольным и школьным этапами;

̶ обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализу-емого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индиви-дуальной работы;

̶ раннее получение специальной помощи средствами образования;

̶ психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

̶ психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

̶ постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся легкой умственной отсталостью характерны следующие специи-фические образовательные потребности:

̶ увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет;

̶ наглядно-действенный характер содержания образования;

̶ упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

̶ введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;

̶ специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

̶ обеспечение обязательности профильного трудового образования;

̶ необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

̶ обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;

̶ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

̶ стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

Адаптированная основная программа начального общего образования для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) утверждена на заседании педагогического совета 09.01.2020г, протокол №36

Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

Принципы и подходы к формированию АООП НОО обучающихся с ЗПР

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.

Программа предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 — 4 классы, до 5 лет обучения).

АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования[1] (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО могут быть представлены следующим образом.

АООП НОО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с ОВЗ. утверждена на заседании педагогического совета 09.01.2020г, протокол №36

         Цель программы: обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обуча-ющихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

        Задачи программы:

— своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

— определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития;

-определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

— создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагоги-ческую помощь детям с задержкой психического развития с учѐтом

особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

        Обязательными условиями реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей со

специалистами (учителем-логопедом, психологом, социальным педагогом), реализующими программу коррекционной работы.